Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Рост платежей за коммунальные услуги – явление сколь нежелательное для населения, столь и неотвратимое. При повышении цен на энергоносители, материалы невозможно остановить рост цен на коммуналку. И сколько бы ни возмущались жители, факт остается фактом: для того, чтобы у жилищно-коммунальных предприятий была возможность оказывать услуги, им необходимы средства на эти цели.

Оплата за жилищно-коммунальные услуги представляет собой периодические платежи (ежемесячные). Неисполнение обязательств по оплате коммунальных услуг не явлется «длящимся нарушением». К требованиям о взыскании задолженности применяется общий срок исковой давности.

Взыскание коммунальной задолженности

Условно работу с задолженностью граждан перед УО можно разделить на два больших этапа:

  1. Взыскание задолженности в досудебном порядке.
  2. Взыскание задолженности в судебном порядке.

На первом этапе к неплательщику предъявляются превентивные меры:

  • направление извещения о наличии задолженности;
  • обсуждение сложившейся ситуации на общих собраниях собственников жилых и нежилых помещений в МКД;
  • иная досудебная и претензионная работа.

На втором этапе происходит судебное взыскание задолженности. Как правило, в форме приказного судопроизводства.

Порядок взыскания задолженности за ЖКУ

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Несоблюдение потребителями сроков и объемов оплаты за пользование коммунальными услугами дают УО право применять различные меры борьбы с неплательщиками. Читайте ещё: Покупка квартиры с долгами по коммунальным платежам.

  1. Уведомление потребителя о наличии задолженности. В первую очередь необходимо уведомить потребителя коммунальных услуг об образовавшейся задолженности. Не исключено, что он о ней не знает, забыл, не имел возможности расплатиться ранее и готов внести плату за потребленные услуги. Здесь можно скачать образец уведомления о взыскании задолженности.
  2. Начисление пени. В случае, если задолженность образовалась не менее, чем за три месяца, с неплательщика можно взыскать пени (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки в первые 90 дней и 1/130 ставки рефинансирования – за каждый последующий день. (п. 14 части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пени начисляется на основной долг и увеличивается ежедневно до момента погашения задолженности в полном объеме.
  3. Формирование списка должников и его публикация на доске объявлений или в местной прессе. Мера, призванная оказать психологическое воздействие на сознательность граждан, уклоняющихся от оплаты коммунальных услуг. Не самый действенный способ, и есть опасность ошибочно включить в список жильцов, которые исправно оплачивают счета. Подобная ошибка может стать причиной обращения граждан в суд. Так, 17 сентября 2012 года Назаровский городской суд Красноярского края вынес по делу № 2-43/12 «О защите чести и достоинства» решение обязать УО публично опровергнуть сведения о наличии у истца задолженности по коммунальным платежам и взыскать с не компенсацию морального вреда, причиненного гражданину, обратившемуся в суд.
  4. Направление официальной претензии должнику. Претензия оформляется по образцу уведомления о задолженности, направляется заказным письмом с уведомлением или вручается лично под роспись. Для большинства должников претензия является решающим аргументом в пользу погашения задолженности. Получив официальный документ, они отправляются гасить долг, опасаясь наступления негативных последствий. Если после получения претензии должник полностью погасит образовавшуюся задолженность, дело должно быть закрыто без каких-либо санкций в отношении него.
  5. Заключение соглашения о погашении задолженности. Если после получения претензии неплательщик не погасил задолженность, скорее всего он обратится с заверениями оплатить долг при появлении возможности. В этом случае можно заключить соглашение о погашении задолженности, в котором необходимо прописать график внесения платежей с указанием точной суммы на каждом этапе.
  6. Ограничение или приостановление оказания коммунальной услуги, по которой возникла задолженность. Если после направления претензии неплательщик не погасил задолженность, в том числе в соответствии с соглашением о ее поэтапном погашении, его можно ограничить в получении коммунального ресурса. Это одна из крайних мер, к которым прибегают УО. Возможность ее применения прописана в Правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Должников отключают от электроэнергии и горячего водоснабжения. Однако законодательство запрещает отключение отопления и холодной воды, руководствуясь тем, что это может сделать жилое помещение непригодным для дальнейшей эксплуатации. Данная мера устанавливается сроком на один месяц, в течение которого неплательщику дается возможность добровольно погасить долг. Граждане, которым отключили воду или свет, чувствуют себя некомфортно и приложат максимум усилий, чтобы расплатиться с долгами как можно скорее. В случае уплаты всей суммы задолженности (включая пени), УО обязана в течение двух дней возобновить подачу коммунального ресурса.
  7. Ограничение выезда за границу. Наличие задолженности за коммунальные услуги может стать препятствием для деловой или туристической поездки за пределы России. Если подать сведения о неплательщике в Росреестр, граница для него закроется. Частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса РФ закреплена солидарная ответственность неплательщика и членов его семьи. Таким образом, и они не смогут выехать за рубеж до полного погашения задолженности.
  8. Медиация. Процедура внесудебного разрешения споров с помощью посредника, не имеющего личной заинтересованности в решении возникшей проблемы. В случае угрозы конфликта между неплательщиком и УО, осуществлять работу с должником рекомендуется не лично, а с помощью посредника. Например, специально созданной комиссией по работе с должниками при администрации муниципального образования. Функции комиссии ограничиваются налаживанием диалога между УО и неплательщиком, выявлением истинных причин образования задолженности, разработкой путей и способов погашения долга.

При этом важно провести работу по досудебному урегулированию проблемы как можно раньше, не дожидаясь истечения срока взыскания задолженности по коммунальным платежам, который составляет три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ) . В противном случае, как свидетельствует судебная практика взыскания коммунальной задолженности, суд может отказать в удовлетворении исковых требований.

Какие еще меры можно принять по отношению к неплательщикам

Как правило, УО стараются взыскать долг самостоятельно, не доводя дело до суда. Особенно если срок задолженности превысил пределы исковой давности. Однако все чаще дела по взысканию задолженности передаются банкам или коллекторским агентствам.

Коллекторы часто выходят за границы дозволенного и взыскивают деньги незаконными методами.

Другой способ — ограничить потребление электроэнергии, а, при необходимости, полностью отключить абонента от сети. Вручную это делать долго и накладно — нужны работники, которые поедут в нужный подъезд и поставят пломбы на счетчик.

Гораздо проще внедрить автоматизированную систему учета электроэнергии с возможностью дистанционно ограничивать и отключать неплательщиков.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации:

  • отключение неплательщиков в два клика из любого места, где есть интернет;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Как уменьшить плату за некачественные КУ

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Согласно пункту 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.

В соответствии с пунктом 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Согласно пункту 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (аварийно-диспетчерская служба).

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Функции по контролю за соблюдением Правил осуществляют органы государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как поступать в случае, если образовался долг

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а
иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности.Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно.

К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум).

Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России.

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный
доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Верховный Суд сделал вывод о взыскании задолженности за коммунальные услуги

Верховный Суд пришел к выводу, что в соответствии с нормами закона потребители обязаны оплатить жилищно-коммунальные услуги, если они фактически пользовались ими. Факт отсутствия договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг сам по себе не может быть основанием для освобождения потребителя от оплаты услуг в полном объеме.

Об этом идет речь в Постановлении Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда от 20 апреля 2016 года №6-2951цс15.

Так, основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности, регулируются Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах».

Субъектами этого Закона являются органы исполнительной власти, местного самоуправления, производители, исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг, а также собственники помещений, зданий, сооружений, жилых комплексов или комплексов зданий и сооружений (ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»).

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», в зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:

  1. коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной воды; централизованное снабжение горячей воды, водоотведения (с использованием внутридомовых систем); газо- и электроснабжение; централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.д.);
  2. услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории; санитарно-техническое обслуживание; обслуживание внутридомовых сетей; содержание лифтов; освещение мест общего пользования; текущий ремонт; вывоз бытовых отходов и т.д.);
  3. услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (на балансе; заключение договоров на выполнение услуг; контроль выполнения условий договора и т.п.);
  4. услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция; восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т.п.).

Хотя в ч. 1 ст. 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и предусмотрено, что отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах, однако в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 настоящего Закона потребитель имеет право, в частности, получать своевременно и соответствующие качеству жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством и условиями договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Такому праву прямо соответствует определенный п. 5 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» обязанность потребителя оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом.

Методы взыскания задолженности за КУ

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Занимаясь активной борьбой с должниками, современные управляющие организации используют самые разнообразные методы, но при этом среди всех можно выделить несколько наиболее распространенных и известных на сегодняшний день.

Доска объявлений:

В данном случае список должников размещается на специализированной доске объявлений, чтобы на них оказывалось психологическое давление, что, естественно, далеко не всегда приносит положительный результат.

В некоторых ситуациях использование данного метода в конечном итоге доходит до того, что список неплательщиков публикуется даже в местных СМИ, причем в современной судебной практике уже давно присутствуют различные случаи того, когда по ошибке фамилии добросовестных плательщиков также присутствовали в размещенных списках, что в конечном итоге часто оборачивалось различными судебными исками, через которые требовалось опубликовать опровержение и возместить моральный вред.

Неустойка:

В соответствии с действующим законодательством любым жильцам, которые неполностью или невовремя оплатили предоставленные им коммунальные услуги, должны полностью выплатить пеню, размер которой составляет 1/300 часть от установленной ставки рефинансирования за каждый просроченный день. При этом стоит отметить, что увеличение данного размера неустойки в процессе составления между управляющими и снабжающими компаниями является запрещенным.

Ограничение поставки благ цивилизации:

Достаточно часто случается так, что управляющие компании используют достаточно действенную меру воздействия на своих должников, просто отключая их от определенных услуг ЖКХ, В преимущественном большинстве у должников полностью отключается электричество, система водоснабжения, а в соответствующем месте стояка ставится специальная заглушка, которая перекрывает выход к канализации. При этом стоит отметить тот факт, что уже неоднократно рассматривалась законность выполнения таких процедур как законодателями, так и судебными органами.

Коллекторы:

В определенных случаях имеющаяся задолженность направляется коллекторским агентствам.

Стоит отметить, что сегодня случаи заключения договоров с коллекторскими компаниями касательно коммунальных долгов не слишком практикуются, но при этом они все равно встречаются, а некоторые из них даже фиксировались в судебной практике. При этом, если доказывается факт наличия задолженности у определенного человека или семьи, то в таком случае, обращаясь в суд, коллекторское агентство в преимущественном большинстве добивается удовлетворения своих требований.

Однако, к примеру, ФАС Восточно-Сибирского округа указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством внесудебное взыскание какой-либо задолженности с граждан является недопустимым, и речь в данном случае велась именно о работе коллекторских агентств.

Выселение:

На данный момент настолько радикальные меры могут использоваться исключительно в отношении нанимателей квартир, которые оформлялись в соответствии с договором социального найма, а сама процедура осуществляется исключительно в судебном порядке. Читайте ещё: Для чего нужно межевание земельного участка.

Стоит отметить, что в данном случае не имеет определенной важности сумма задолженности, так как в качестве основания для выселения выступает факт неуплаты указанной суммы без наличия на то каких-либо уважительных причин на протяжении более шести месяцев. 

В соответствии с решением Пленума Верховного Суда суд, который занимается рассмотрением вопроса касательно данной задолженности, должен провести проверку, насколько уважительными являются причины, по которым лицо не смогло своевременно внести оплату.

В частности, к таким причинам относятся:

  • продолжительная задержка заработной платы;
  • потеря работоспособности, места работы или возможности трудоустройства;
  • болезнь нанимателя;
  • присутствие в семьи больных людей или инвалидов, которым требуется отдельный присмотр;
  • и т.д.

При этом достаточно часто судебные органы, которые выносят отказ по решению о выселении, предоставляют должникам определенный срок, на протяжении которого они должны рассчитаться с управляющей компанией. Однако такая мера на сегодняшний день используется далеко не всеми судами, вследствие чего осуществляется выселение с предоставлением какого-либо другого жилого помещения в соответствии с нормами общежития, то есть минимально 6 м2 на человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *