Штраф за отсутствие детского кресла

Штраф за отсутствие детского кресла

Детская безопасность на дорогах всегда находится в зоне пристального внимания не только ГИБДД, но и мировых производителей все более совершенных автокресел, люлек и специальных приспособлений-держателей. Казалось бы, в современном обществе априори должны соблюдаться правила бережного обращения с жизнью ребенка и активно использоваться достижения технических средств для этого.

И все же около половины автовладельцев относятся к обязанности заботиться о детях несерьезно и не пристегивают ремнем безопасности находящегося в машине ребенка.

Безопасность пассажиров во время движения – одна из главных забот водителя. И для того, чтобы обеспечить её надлежащим образом, используются самые разные средства безопасности – ремни, подушки и т. д. Однако у них есть главный недостаток: в абсолютном большинстве своём они рассчитаны только на взрослых пассажиров. Читайте ещё: Как восстановить КБМ в базе РСА.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка используется детское кресло. С 2007 года его использование обязательно для всех, кто перевозит детей, а за отсутствие нарушителя ждёт наказание. Что же конкретно грозит виновному?

Закон о перевозке детей

Штраф за отсутствие детского кресла

Печальная статистика гласит: если ребёнок в машине не зафиксирован, то при ДТП скорее всего он получит травмы. В самом лучшем случае его ждут ушибы – а про наиболее страшный вариант развития событий не стоит и говорить. Однако беда в том, что штатные привязные ремни крепятся так, что надёжно фиксируют только взрослых и подростков – а дети ростом меньше 150 см могут буквально провалиться между ремнями.

Не спасают и подушки безопасности – они тоже рассчитаны на пассажиров выше этого роста, ребёнок же скорее всего по инерции ударится головой ниже надувшейся подушки. Кроме того, стремительно надувающиеся «айрбэги» с силой бьют даже по лицу взрослых – а для детей они и вовсе опасны.

Именно для того, чтобы обеспечить безопасность детей в автомобилях, с 2007 года их перевозка разрешается лишь при использовании специальных удерживающих устройств, либо с помощью «детских адаптеров» – дополнительных приспособлений, позволяющих удерживать ребёнка с помощью штатных ремней безопасности. Первоначально отсутствие таких устройств приравнивалось к непристёгнутому ремню безопасности у пассажира, однако с 2013 года в КоАП РФ были внесены изменения, согласно которым несоблюдение требований, предусмотренных ПДД для перевозки детей, является отдельным видом административного правонарушения.

Сами же ПДД в п. 22.9 гласят следующее:

  • «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.»

Само же по себе детское кресло или другие удерживающие устройства должны соответствовать ГОСТ Р 41.44-2005 и предусматривать надёжное удержание ребёнка ростом до 150 см и весом до 36 кг. При этом само по себе кресло как таковое обязательно лишь на переднем сиденье – на заднем, как видно из правил, допускаются и дополнительные устройства к штатным ремням безопасности. Главное при этом – трёхточечное крепление (для сидений, расположенных против движения, допускается двухточечное) ремнями, которые не могут соскользнуть при аварии в район шеи.

Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:

  • только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
  • для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).

Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.

Кстати, п. 22.9 Правил Дорожного Движения, где содержатся требования использовать автомобильное кресло для перевозки несовершеннолетних до 12 лет, неоднократно оспаривался в Верховный суд РФ. После рассмотрения таких заявлений всегда выносились решения о соответствии указанного пункта ПДД российским законам, а также Конвенции о дорожном движении. В решениях обращалось внимание на то, что маленькие пассажиры относятся к числу наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых требования о безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Отсутствие детского кресла в машине?

Штраф за отсутствие детского кресла

В том случае, если ребёнок не будет находиться в специальном кресле, ему при столкновении практически невозможно избежать травм. Некоторые родители сажают детей на колени, надеясь, что при ударе просто удержат их руками. Но надеяться тут бессмысленно: как показала статистика и результаты тестов, при ударе, проходящем по продольной оси автомобиля, перегрузки могут достигать примерно 10 g. В результате даже маленький ребёнок, весящий всего 12 кг, будет вырван из рук матери или отца с силой примерно в 100-120 кг/с. Такое усилие выдержит не каждый человек, особенно при внезапном ударе.

Кроме того, свои коррективы вносит и детская анатомия. У детей, особенно маленьких, отношение размеров головы к размерам остального тела куда больше, чем у взрослых – при этом шея достаточно слаба. Поэтому неправильно оборудованное крепление ребёнка чревато тем, что при ударе голова по инерции мотнётся вперёд – и в лучшем случае дело кончится смещением шейных позвонков, которые придётся долго и сложно лечить.

Именно поэтому в последнее время всё чаще специалисты рекомендуют использовать детские кресла того типа, которые не устанавливаются на сиденье, а крепятся к его спинке так, что ребёнок при движении оказывается сидящим лицом назад. Одной из первых стран, начавших внедрение такой модели кресел, стала Швеция. В результате оказалось, что за последние три десятка лет ни один ребёнок в таком кресле не погиб при ДТП.

Что же касается случаев, когда ребёнок оказывался во время аварии в машине без автокресла, то статистика здесь крайне печальная:

  • С вероятностью в 80% при столкновении он получит травмы.
  • С вероятностью в 40-45% он погибнет.

Именно поэтому иметь для перевозки детей автокресло – это не сколько требование закона, сколько моральная обязанность водителя.

Меры ответственности родителей

Длительное время штраф за непристегнутого ребенка был таким же, как и для взрослого, не использующего обычные ремни безопасности – 500 рублей. С 2013 года законодатель, с учетом статистики ДТП с участием детей и, как оказалось, отсутствием страха водителей перед столь лояльным наказанием, увеличил размер наказания до 3000 рублей. При этом впервые с мая 2016 года в этой же статье предусмотрена ответственность должностного лица за отсутствие детского кресла – штрафная санкция в размере 25000 рублей; и юридического лица — в размере 100000 рублей.

Напомним, что штраф ждет не только тех, у кого ребенок едет в машине без детского кресла, но при выявлении любых нарушений ПДД, касающихся перевозки детей, о сути которых мы уже писали в начале статьи.

Штрафы за перевозку детей без кресла

Штраф за отсутствие детского кресла

Тем не менее, не надеясь на водителей, государство установило административную ответственность за отсутствие детского автокресла в машине, в которой перевозится ребёнок. Вообще для перевозки детей предусмотрено много правил, за нарушение которых назначается штраф, однако применительно к отсутствию специального кресла или дополнительного оборудования для удержания ребёнка действует норма, установленная ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. Она гласит, что в случае, если требования, установленные ПДД, нарушаются, виновных ждёт наказание в виде штрафа:

  • Для граждан – 3 тысячи рублей.
  • Для должностных лиц, допустивших такую перевозку – 25 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц (например, компаний по пассажирской перевозке, таксопарков и т.д.) – 100 тысяч рублей.

При этом нужно помнить: наказание назначается за каждый обнаруженный факт перевозки. Поэтому если водителя остановили, обнаружили отсутствие детского автокресла, составили протокол – это не значит, что он может спокойно ехать дальше. Если его остановит новый инспектор ГИБДД – водителя ждёт повторное наказание.

Обжаловать штраф при этом крайне сложно: автокресло либо есть, либо его нет, возраст ребёнка тоже фиксируется в документах точно, поэтому доказать в суде, что штраф был назначен необоснованно – практически невозможная задача. ПДД в п. 22.9 чётко указывает, что дети до 12 лет должны перевозиться именно с использованием устройств, обеспечивающих их правильную фиксацию, и ссылки на то, что ребёнок крупный и потому надёжно может быть зафиксирован штатными ремнями безопасностями во внимание не принимаются.

Правила и особенности перевозки детей

Штраф за отсутствие детского кресла

Как уже было сказано, дети должны перевозиться с использованием либо автокресел, либо иных специальных устройств, позволяющих воспользоваться штатными ремнями безопасности автомобиля.

Надо отметить, что как правило ремни, которыми машина укомплектована производителем, намного надёжнее тех креплений, которыми оборудуются детские автокресла. Связано это с тем, что ремни безопасности призваны удерживать на месте взрослого пассажира массой до 80 кг и выше – а перегрузки при столкновении могут достигать 10 g и выше. Это означает, что в момент удара тело пассажира по инерции будет давить на ремни с силой в десять раз большей той, с какой оно давит на пол в состоянии покоя.

Кроме того, по КоАП РФ наказываются нарушения правил, касающихся перевозки групп людей. Так, в том случае, если дети перевозятся на автобусе, не соответствующем нормам, влечёт штраф для водителя в размере 3 тысяч рублей, для должностного лица – 25 тысяч рублей, а для организации – 100 тысяч рублей. Если же автобус принадлежит ИП – он всё равно отвечает как юридическое лицо.

Нарушение правил перевозки детей в ночное время обойдётся водителю уже дороже – в 5 тысяч рублей.

Кроме того, ПДД абсолютно во всех случаях запрещает перевозить детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. Здесь никаких исключений нет, и даже использование мотошлемов не спасает от штрафа.

Изменения размера денежного наказания 

Какой штраф за езду без детского автокресла ожидается с 1 января 2017 года? Размер денежного наказания останется тем же, но некоторые изменения все же могут быть и коснутся они правил перевозки детей.

Так, в отношении всех детей, не достигших 7-летнего возраста, использование детских автокресел, возможно, станет обязательным.

Пример №3. В январе 2018 года был остановлен водитель Никонов Е.А., перевозивший своего 6-летнего ребенка на заднем сидении. Инспектор ГИБДД убедился в том, что малыш пристегнут обычными ремнями безопасности, но с применением специального корректора (адаптера), регулирующего высоты расположения ленты по отношению к телу ребенка. Таким образом, Никонов Е.А. не является нарушителем п. 22.9 Правил Дорожного Движения, закон им соблюден и безопасность сына обеспечена.

Если Никонов Е.А. в аналогичной ситуации будет остановлен в 2018 году, он, возможно, будет подвергнут штрафу в размере 3000 рублей за отсутствие автокресла, использование которого для детей до 7 лет может стать обязательным.

Инициаторы проекта постановления (представители МВД), в котором предложено внести изменения в ПДД и исключить альтернативу использовать корректирующее приспособление для детей дошкольного возраста, в пояснительной записке к документу указали причину своей предложенных изменений.

Так, в обоснование необходимости принятия законодательного акта были названы многочисленные исследования и эксперименты, связанные с перевозкой без детского кресла в машине, но с использованием регулятора ремней. Результаты показали существенную разницу в обеспечении детской безопасности. В среднем, предотвращение детской смертности с применением ремней безопасности достигает уровня 19-52% (по возрастающей в зависимости от возрастной категории), а с использованием специального удерживающего устройства (то есть того самого «автокресла») – до 80%.

На сегодняшний день, вопреки сведениям некоторых СМИ, которые утверждают о принятии указанных нами поправок, законодательное предложение пока остается проектом. Обсуждение его планировалось на лето 2016 года, однако по каким-то причинам этого не случилось, то есть таких изменений в ПДД пока нет. Заметим, что этим же проектом предусмотрены и поправки, запрещающие оставлять без присмотра детей в закрытой машине, за что в КОАП РФ планируется ввести штраф в размере 500 рублей. Это изменение пока тоже не принято на высшем уровне, изменения в административный кодекс и другие законы не внесены.

Кто несет ответственность за ребенка в машине?

Для начала посмотрим, какими правилами регулируется нахождение ребёнка в автомобиле. Согласно п. 22.9 ПДД, ребёнок в возрасте до 12 лет должен находиться:

  • На переднем сиденье – зафиксированным с помощью специального детского автокресла.
  • На заднем – либо с помощью автокресла, либо других устройств, обеспечивающих надёжную фиксацию ребёнка с помощью штатных ремней безопасности, которыми оборудован автомобиль.

При этом за то, пристёгнут ли ребёнок, отвечает непосредственно водитель автомобиля. Даже в том случае, если он перевозит чужого ребёнка, а его родители требуют разрешить их сыну или дочери ехать без автокресла или ремня – отвечать всё равно придётся тому, кто находится за рулём. Связано это с тем, что ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований ПДД, касающихся перевозки детей.

Ответственным же за перевозку по закону является именно водитель, а не пассажиры. Таким образом, даже если родители ребёнка находятся в салоне – штраф будет выписан именно на имя того, кто фактически управлял автомобилем во время движения. В том же случае, если родители протестуют и не разрешают пристегивать их ребёнка – водитель, желающий соблюдать ПДД, не имеет права начинать перевозку.

Также надо отметить, что ответственность касается лишь тех случаев, когда перевозится ребёнок в возрасте до 12 лет. После этого возраста применяются общие правила, касающиеся перевозки пассажиров – то есть использование автокресел, бустеров и других специальных устройств не обязательно, достаточно зафиксировать ребёнка с помощью штатных ремней безопасности – если автомобиль ими оборудован.

Попутно стоит заметить, что существуют автомобили, где задние сиденья изначально не оборудуются ремнями. Можно ли перевозить ребёнка младше 12 лет в них? Здесь нужно исходить из смысла требований, которые предъявляет п. 22.9 ПДД. Если его толковать буквально, то если сзади нет ремней – то и использовать их невозможно. Однако при перевозке ребёнка на переднем сиденье, автокресло должно быть обязательно – иного толкования эта норма Правил не предоставляет.

Штрафы за не пристегнутого ребенка

Штраф за отсутствие детского кресла

Что же касается наказания за то, что ребёнок перевозится без использования средств безопасности, то тут действуют следующие нормы КоАП РФ:

  • Если ребёнок младше 12 лет перевозится без автокресла (на переднем сиденье) или без бустера, подушки или других дополнительных устройств (на заднем) – действует ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. Виновного ждёт штраф в размере 1000 рублей.
  • Если ребёнок старше 12 лет, при этом выше 150 см, но не пристёгнут штатным ремнём безопасности – ст. 12.6 КоАП РФ. Штраф по ней составляет те же самые 1000 рублей.

При этом нужно помнить: штраф будет назначаться за каждый случай, когда ГИБДД обнаружит факт нарушения. Читайте ещё: Договор ОСАГО: ремонт машины вместо денег.

Поэтому если везти ребёнка без автокресла, то даже если один протокол уже был составлен, то при повторной остановке инспектором водителя ждёт повторное наказание.

Обжаловать штраф в этом случае будет крайне трудно: хотя инспектор не имеет права требовать свидетельство о рождении ребёнка, при подаче жалобы всё равно придётся доказывать, что ребёнок был старше 12 лет – а для этого потребуется прикладывать копии документов.

В том же случае, если ребёнок уже был старше этого возраста, но ехал не пристёгнутым – можно попытаться в жалобе указать, что вина не доказана, потому что нет фото- или видеозаписи, на которой ясно было бы видно, что ребёнок не зафиксирован ремнём. Однако судебная практика складывается так, что при правильно составленном протоколе такие доводы не сработают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *