Как заполнить европротокол при ДТП

 правила оформления

При ДТП является популярным решением среди водителей. Отчасти это объясняется некоторой боязнью водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Расскажем, что необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Европротокол – это специальный бланк, в котором участниками ДТП самостоятельно фиксируется факт аварии. Его официальное название «Извещение о ДТП».
Главные особенности и преимущества документа, это то, что не надо:

  • Ждать приезда сотрудников ГИБДД.
  • Платить штраф за аварию.

А это означает существенную экономию времени не только для самих участников ДТП, но и других водителей, которым не придется стоять в пробке, пока оформляются все документы. Читайте ещё: Независимая оценка ущерба автомобиля.

К сожалению, упростить процедуру оформления аварии путем составления Европротокола не всегда возможно. Для решения вопроса без полиции должны присутствовать определенные условия, прописанные в п.1 ст.11 ФЗ «Об обязательном страховании.» от 25.04.2002 №40-ФЗ:

  • Количество автомобилей, участвовавших в аварии, не больше двух.
  • Нет пострадавших людей.
  • У водителей нет разногласий по определению виновного в происшествии, а также форме решения ситуации.

В исключительных случаях вместо составления Европротокола можно сразу выплатить компенсацию пострадавшему. Это возможно, если размер ущерба минимален, а виновный не хочет портить свою страховую историю.

Зачем и когда составляется европротокол

европротокол при ДТП

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД ориентировано, прежде всего, на:

  • экономию затрат времени: вся процедура по оформлению может занять не больше часа, что в большинстве случаев сравнительно меньше долгого ожидания приезда ДПС;
  • предотвращение скопления машин на проезжей части, а также избежание штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать дорожное пространство;
  • удобство автолюбителей: при достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого просто так не получится.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен, — сумма возмещения расходов после ДТП. Она не должна превышать 50000 рублей, а с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составит 100 000 руб. —  таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем:

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.).

Только если ваша ситуация подпадает по указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП —  в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будет вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями, которые поставят под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге —  в автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Последовательность действий при аварии

последовательность действий при любой аварии

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части, при этом уделить внимание не только повреждениям машин, но и тем зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости, проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов является очень важной именно при составлении европротокола, поскольку представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно.

Мы настоятельно рекомендуем: если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 50000 рублей (100 000 руб. с июня 2018 года), лучше вызвать полицию.

Если вы убедились в том, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка, который выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения или, на худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 50000 в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить  документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Рекомендуем еще раз проверить правильность составления и только после этого, на всякий случай обменявшись контактными данными с другим водителем, разъехаться.

Что делать дальше

Каждый учасник ДТП представляет извещение в свою страховую компанию не позднее пяти суток с момента аварии – это обязательное действие при использовании европротокола. В подтверждение отсутствия нарушений пятидневного срока, нужно забрать копию с проставленной на нем отметкой о принятии. Это поможет избежать спора (если таковой инициируется страховой компанией) по основанию несвоевременности сообщения об аварии. Кроме того, в страховой компании владелец транспорта оставляет:

  • заявление о возмещении;
  • первоначальный электронный носитель информации, свидетельствующей о происшествии. По желанию участника ДТП видеоматериалы можно заранее исследовать в рамках независимой экспертизы на предмет подлинности.

В течение 15 дней (праздничные дни в счет не принимаются) со дня аварии обе машины нельзя ремонтировать, проводить любые восстановительные работы. В исключительных случаях это можно делать с письменного разрешения страховщика. В то же время, запрет ремонта не означает невозможности передвигаться на автомобиле. Поскольку использование упрощенной системы возмещения предполагает сравнительно небольшой ущерб, зачастую машины имеют лишь царапины, сколы, незначительные вмятины диаметром до 10-15см. Следовательно, автомобиль находится на ходу и его можно эксплуатировать (но не ремонтировать!). Если поврежденный автомобиль по каким-то причинам был остановлен сотрудником ГИБДД, копия врученного страховщику извещения придется кстати – ее нужно предъявить инспектору.

Бывают случаи, когда после завершения всех формальностей и предоставления документов в страховую, владелец приступает к ремонту и выясняется, что автомобиль имеет скрытые повреждения (которые не были видны глазу до частичной разборки автомобиля или более детальном изучении повреждений специалистом). Соответственно стоимость ремонта возрастает и переваливает за лимит 50 000 руб. (100 000 с середины 2018 г.). В подобной ситуации остается разводить руками и сетовать на судьбу. Более фиксированного лимита возмещения не получить – это строгое правило, предусмотренное законом.

А вот если речь идет о вреде здоровью или жизни участников, который возник после ДТП (то есть в момент и после происшествия вплоть до сдачи документов по страховке никаких признаков расстройства здоровья не было), то потерпевший может обратиться за выплатой в страховую организацию виновного водителя. Выплата должна быть произведена.

Случаи отказа страховщиков в компенсации

 правила оформления

Понятно, что только при соблюдении как правил составления, так и сроков извещения страховщика выплата будет произведена. Причем срок принятия решения и выплаты по страховке для страховой стандартный, как и в других случаях по ДТП – 30 дней (без учета праздников) с момента принятия заявления (если выплата деньгами потерпевшему) или с даты осмотра и проведения техэкспертизы (если выдается направление на ремонт в СТО).

Анализ практики позволяет выделить наиболее частые случаи отказа страховщиков в компенсации по ОСАГО при составлении на месте ДТП европротокола:

  1. нарушение сроков извещения о случившемся – если тот, кому необходимо произвести выплату, опоздал и извещение направил позднее пяти суток — это основание для отказа. Более того, имеются случаи несообщения о случившемся вообще.
  2. производство восстановительных работ в течение 15-ти суток со дня дорожной неприятности. Это основание к отказу в возмещении практически невозможно оспорить.
  3. менее распространенными основаниями не выплачивать ущерб являются такие причины, как технические нарушения при заполнении европротокола ДТП. Правильнее будет сказать, что неточности встречаются довольно часто, но большинство из них устранимы.

Среди водителей бытует мнение, что страховщики придираются к каждой букве, чтобы не выплачивать компенсацию по упрощенной системе. В какой-то степени это действительно было так, поскольку процент отказов по протоколам до 2015 года доходил до 65-80% в различных регионах.

С годами сформировалась практика и теперь из-за неправильно поставленной запятой (бывало и такое) отказать в признании аварии страховым случаем не удастся. При обращении в суд граждан страховые компании, отказавшие в выплате по надуманным основаниям, несут большие расходы.

Поэтому в настоящее время при достоверных данных о ДТП, но некоторых неточностях в заполнении бланка страховщики все же производят оплату. К таким ошибкам, например, можно отнести отсутствие одного из инициалов автора, грамматические или орфографические ошибки. Если же в извещении нет подписи участника ДТП, это считается грубой ошибкой. Но и здесь все же есть шанс оспорить отказ в суде, если сам факт ДТП, его обстоятельства и личность обоих водителей подтверждены.

Как оформить ДТП по Европротоколу?

последовательность действий при любой аварии

Чтобы получить страховку, необходимо правильное оформление Европротокола, а также соблюдение всех необходимых условий. Поэтому рассмотрим подробно, что нужно сделать, если вы хотите решить ситуацию без участия полиции.

Алгоритм действий:

Итак, попав в аварию, нужно:

  • Включить аварийку и поставить знак аварийной остановки.
  • Записать все контакты очевидцев.
  • Уведомить страховую компанию о происшествии.
  • Заполнить Европротокол (он должен быть у каждого водителя, выдается при оформлении страховки в двух экземплярах).
  • Расписаться в бланке и проследить, чтобы во всех положенных местах стояла подпись второго участника аварии.
  • Обменяться с другой стороной данными о своих страховщиках и номерах полисов.

Платить что-то сразу на месте аварии крайне не рекомендуется, хотя такие случаи бывают на практике. Лучше представить все документы в страховую компанию, которая и займется финансовыми расчетами.

Как оценить ущерб?

Если вы не хотите привлекать к инциденту полицию, придется и оценку ущерба делать самостоятельно. При этом надо учитывать, что если фактический ущерб будет превышать положенный размер выплат, страховая не будет их покрывать. Поэтому в данном случае вы берете все риски на себя. Читайте ещё: Наказание водителю за оставление места ДТП.

При самостоятельной оценке ущерба необходимо подготовить подтверждения своей позиции. Для этого нужно сделать фото- и видеосъемки места происшествия, а именно:

  • Как стоят ТС по отношению к другим участникам дорожного движения.
  • Как машины стоят по отношению друг к другу.
  • Есть ли следы автомобилей (включая тормозной путь).
  • Наличие любых предметов, имеющих отношение к происшествию.

Только после того, как сделаны фото и видеоматериалы, можно освобождать дорогу и покидать место ДТП.

Проверка полиса на сайте РСА:

Прежде чем составлять Европротокол, убедитесь, что у второго участника аварии действующий полис ОСАГО. Для этого зайдите на официальный сайт РСА (Российского Союза Автомобилистов) и введите номер полиса. Если выданные сведения соответствуют указанным в бумажном документе, это говорит о том, что полис действительный.

Правила заполнения Европротокола:

Чтобы составленный вами Европротокол был действительным, нужно его правильно заполнить. Для этого нужно учитывать, что:

  • Заполняются обе стороны документа, при этом лицевая часть самокопирующаяся, а вторую сторону нужно заполнять два раза.
  • Используется только шариковая ручка, потому что гелиевая или карандаш могут стереться.
  • Писать нужно печатными буквами или разборчивым почерком.
  • Нельзя делать помарок и/или исправлений, это может повлиять на решение страховой.

Если вам не хватило бланка для описания происшествия, можно дописать необходимую информацию на стандартном листе бумаги. Для этого нужно озаглавить его как «Приложение», а в Европротоколе сделать пометку «С приложением». Дополнительный лист необходимо заполнить в двух экземплярах.

Образец заполнения Европротокола при ДТП:

На лицевой стороне по пунктам нужно написать:

  1. Адрес ближайшего строения к месту происшествия и указать название дороги (при наличии).
  2. Дату и время наступления аварии (цифрами).
  3. Количество поврежденных автомобилей.
  4. Количество пострадавших (при их наличии Европротокол не оформляется).
  5. Отметить вариант «Нет» (потому что полиция не привлекалась).
  6. Отметить вариант «Нет».
  7. Контакты очевидцев происшествия.
  8. Прочерк, потому что сотрудников ГИБДД не привлекали.
  9. Данные своего автомобиля (номер и реквизиты свидетельства о ТС).
  10. ФИО собственника машины.
  11. ФИО лица, управлявшего автомобилем в момент аварии.
  12. Название вашей страховой и реквизиты полиса.
  13. Место первого удара о ваш автомобиль (выбрать из предложенных вариантов типов ТС и отметить стрелкой место повреждения).
  14. Детали, получившиеся повреждения в результате столкновения.
  15. Дополнительные замечания (например, наличие видеорегистратора).
  16. Маневр, который вы совершали в момент столкновения (выбрать из списка предложенных).
  17. Схему ДТП: как можно подробнее указать направления ТС, их конечное положение и другие важные обстоятельства аварии.
  18. Подпись.

На обратной стороне бланка нужно указать:

  1. Тип ТС.
  2. Обстоятельства ДТП (в свободной форме с максимальным количеством подробностей).
  3. Кто управлял автомобилем в момент аварии (собственник или иное лицо).
  4. Данные о других автомобилях, участвовавших в аварии (если их больше двух Европртокол не заполняется).
  5. Повреждение иного имущества (не должно присутствовать для возможности составления Европротокола).
  6. Возможность передвижения автомобиля (при ее отсутствии указать адрес расположения ТС).
  7. Примечания (при наличии).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *